Общество

Наш героический хакас…

Продолжаем публикацию очерков о героических подвигах наших земляков на фронтах Великой Отечественной войны.

«Опять вчера отличился наш героический хакас»- такие слова были в донесении командира 995-го штурмового авиационного полка подполковника Кожевникова командиру 306-й штурмовой авиационной дивизии полковнику Миклашевскому о нашем земляке- летчике штурмовике Александре Котюбееве.

Накануне пятерка штурмовиков «ИЛ- 2», в составе которой находился и наш земляк, штурмовали автомашины с мотопехотой противника на одном из шоссе.

Когда во время боя, у Александра полностью закончился боезапас, он в буквальном смысле слова, начал рубить фашистов своим самолетом. Снижаясь до бреющего полета и проходя над землей в нескольких метрах, он винтами своего грозного штурмовика, рубил немецкую пехоту.

После этого боевого вылета ни Александр, ни другие члены экипажей не стали докладывать об этом случае. Выяснил все случайно механик, когда начал осматривать самолет и готовить его к новому вылету. Он и доложил. За этот подвиг Александр и был отмечен в докладе командира.

наш героический хакас
Котюбеев Александр Прокопьевич

Родился Александр Прокопьевич Котюбеев 3 марта 1917 года в селе Горино Бейского района, Хакасской автономной области. С детства он мечтал стать летчиком и в итоге его мечте было суждено осуществиться.

В мае 1940 года Александр поступил в Омскую Военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил в 1942 году.

Из архивных документов известно, что Александр участник Великой Отечественной войны с 30 марта 1943 года на Юго- Западном фронте.

За мужество и героизм проявленные в июльских боях 1943 года приказом по 306-й штурмовой авиационной дивизии был награжден орденом «Красной Звезды».

Вот как описаны подвиги нашего отважного земляка в наградном листе:

«Котюбеев Александр Прокопьевич, младший лейтенант, командир звена 3-й штурмовой авиационной эскадрильи 995-го- штурмового авиационного полка. Представляется к ордену «Красного Знамени», 1917 г.р., хакас, кандидат в члены ВКП/б/ с 1943 года. Участие в боях- Юго- Западный фронт с 30.03.1943 года. Ранений, наград не имеет, в КА с 1940 года. Призван Сталинским РВК города Омска.

За период с 5-го по 10-е июля 1943 года товарищ Котюбеев совершил 4 боевых вылета, из которых 2 по уничтожению переправы через реку Северный Донец и 2 штурмовка танков, автомашин и пехоты противника. Во всех 4-х боевых вылетах действовал отлично, сам лично уничтожил 2 зенитных точки, 5 танков, 8 автомашин и самолет противника МЕ- 190.

7.7.1943 года в группе старшего лейтенанта Киселева, в составе 8 самолетов, в которую входил и товарищ Котюбеев, была поставлена задача, уничтожить переправу через реку Северный Донец в районе Маслова- Пристань и нанести удар по скоплению у нее танков, автомашин и живой силы противника.

Не смотря на массированный, заградительный зенитный огонь, задание выполнено отлично, за что от командования наземных войск всей группе объявлено товарищеское спасибо /телеграмма командира 306 ШАД/, после штурмовки цели, на высоте 800 метров в районе Западнее Шебекино, был атакован 5-ю МЕ- 190.

Приняв с ними неравный бой и применяя умелые маневры, сочетая их с огнем самолета, товарищ Котюбеев сбил один самолет МЕ- 190, который упал в лес северо- западнее деревни Безлодовка, о чем имеется подтверждение летчика младшего лейтенанта 995-го ШАП товарища Троинова.

Свой самолет с легкими повреждениями товарищ Котюбеев привел на свой аэродром. 7.7.1943 года на втором вылете на штурмовку танков, автомашин и живой силы противника в районе деревни Ястребово, сам вел четверку и так же отлично справился с выполнением боевого задания командования, уничтожив звеном 10 танков и 4-е зенитных точки.

За проявленное личное мужество, отвагу и умелое вождение группы при выполнении боевых заданий командования по уничтожению переправ, живой силы и техники противника, достоин правительственной награды».

Через месяц, с небольшим, Александр Прокопьевич был представлен к еще одной правительственной награде- ордену «Красного Знамени»:

«Водя группы на боевые задания товарищ Котюбеев всегда точно выводил их на цель и отлично выполнял поставленные задачи командованием по уничтожению узлов сопротивления танков, автомашин, ЗА и живой силы противника в районах Ястребово, Краснополье Второе, Долгенькое, по дорогам Барвенково- Погановка, Степановка- Улиговка.

Как командир и ведущий группы отлично овладел взаимодействием внутри ее и радиосвязью с наземными станциями. Сам лично в бою храбр, находчив и отважен. Отлично владея техникой пилотирования своего самолета дважды в воздушных боях с истребителями противника, в пятикратном и двукратном превосходстве их выходил победителем.

На своем боевом счету товарищ Котюбеев за 23 боевых вылета имеет уничтоженных: танков- 10, автомашин- 30, батарей ЗА и МЗА- 3, складов с боеприпасами и горючим- 4, 2 самолета противника на аэродроме и один в воздушном бою. За отличную работу его групп, командование наземных войск неоднократно присылало товарищеское спасибо /5 телеграмм командира 306 ШАД/.

Как командир дисциплинирован, требовательный к себе и своим подчиненным. Учит свой личный состав на своем личном примере, за что пользуется исключительным уважением и любовью у всего личного состава.

За умелое вождение групп и отличное выполнение ими боевых заданий командования, за личное мужество, храбрость, отвагу и геройство в боях с немецко- фашистскими мерзавцами Котюбеев Александр Прокопьевич достоин второй правительственной награды ордена «Красного Знамени».

Подписал: командир 995-го ШАП майор Кожевников. 31 августа 1943 года.

…6 сентября 1943 года наши штурмовики утюжили автоколонны противника. Во время третьего боевого вылета за день, самолет Александра Прокопьевича был сбит.

Вот как описан этот вылет в журнале боевых действий 306-й штурмовой авиационной дивизии:

«Вылет с аэродрома Журавка. Время вылета 18.05. Экипаж Котюбеев- Полиенко, самолет № 7902. Наносили бомбо- штурмовой удар по автоколонне по дороге Барвенково, Александровка, Сергеевка. Самолет Котюбеева подбит зенитной артиллерией противника над целью, ушел на север».

С тех пор, во всех архивных документах, в Книгах Памяти имеется запись: «не вернулся с боевого задания 6 сентября 1943 года, пропал без вести»…

Более 10 лет я пытался узнать что- либо о судьбе нашего земляка. Некоторое время назад, мне можно сказать повезло. На одном из авиационных форумах я познакомился с дочерью бывшего начальника штаба 995-го штурмового авиационного полка. 

У нее оказалась летопись полка, где в некоторых главах описывается боевой путь Александра Прокопьевича. В том числе мне удалось узнать, что и после 6 сентября 1943 года он продолжал воевать также мужественно и храбро.

В связи с тем, что никаких сведений в архивных документах о нашем земляке, после 6 сентября 1943 года, мне не встречалось, мне стала интересна эта информация.

Вот как в летописи 995-го штурмового авиаполка описан последний героический боевой вылет нашего земляка:

«18 февраля 1944 года наш замкомэск-3 лейтенант Котюбеев повёл группу штурмовиков в составе двенадцати «Ильюшиных» к переднему краю вражеской обороны в район Кривого Рога. Это был его шестьдесят седьмой боевой вылет, из которого ему не суждено было вернуться живым. Над линией фронта по самолётам ударила зенитная артиллерия всех калибров.

Здесь было сосредоточено большое количество вражеских войск- и танков, и полевой артиллерии, много пехоты, которые сдерживали колоссальный натиск советских войск на город Кривой Рог- столицу богатейшего металлургического бассейна. И эти войска были прикрыты многослойным огнём зенитной артиллерии, да и танковые «компании» тоже стреляли по штурмовикам и прямой наводкой своих крупнокалиберных пушек, и спаренными стволами бортовых пулемётов.

«За мной, в атаку!» – дал последнюю свою команду боевым товарищам бесстрашный воин.

При выходе из атаки самолёт Котюбеева вздрогнул, как-то неуклюже перекосился. На центроплане показалась пляшущая вспышка огня. Мгновение- и взрыв! Объятый пламенем «ИЛ» устремился к земле в гущу вражеской техники. Прошли секунды- удар!- Все кончено!».

Так, смертью храбрых погибли наш земляк Александр Прокопьевич Котюбеев и его верный боевой друг- воздушный стрелок сержант Атепелихин.

Они мечтали о том, чтобы небо над планетой всегда было мирным.

Виталий Баранов, рабочий поселок Аскиз, Аскизского района.

Источники: respublika-khakasiya.ru, фрагменты летописи 995-го штурмового полка предоставленные Ардашевой И.А., сайт Память Народа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.